Восстановление как сервис: особенности услуги RaaS

Восстановление как сервис: особенности услуги RaaS

Насколько услуга RaaS соответствует заявленным характеристикам?

Определение

RaaS (Recovery-as-a-Service) — услуга восстановления, позволяющая клиентам минимизировать потерю данных, сроки восстановления и связанные с этим затраты.

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, важно понять, что же именно планируется восстанавливать с помощью RaaS — ведь можно начать с виртуальных и физических машин, а закончить персональными данными сотрудников компании. Без точного представления и четкого понимания любая внештатная ситуация может оказаться совсем неприятным сюрпризом.

Основная сложность для большинства компаний заключается в том, что сервис RaaS сегодня предлагает огромное количество. И все как один утверждают о гарантированном стопроцентном результате, а это как минимум заставляет задуматься.

Ключевые составляющие услуги RaaS

На рисунке ниже представлены ключевые блоки, образующие в совокупности услугу RaaS. Обратите внимание на один из них: блок защита данных представляет огромную проблему, поскольку большинство RaaS-провайдеров именно с него начинают и им же порой заканчивают. Зачастую многие из них просто защищают копии данных клиента и… ничего более.

Имейте в виду, что защита и восстановление данных — это не одно и то же. Каждый из вас наверняка сталкивался с созданием либо реплицируемой копии систем хранения, либо снимков серверов. И хорошо, если проработан вопрос аварийных ситуаций, таких как выход сервера из строя, повреждение данных, или восстановления какой-либо составляющей физического либо виртуального окружения. В таких случаях восстановление данных происходит из имеющихся резервных копий.

Ключевые составляющие услуги RaaS

Рисунок 1. Ключевые составляющие услуги RaaS

А что если ситуация нестандартная и требуется гораздо больше, чем просто восстановление данных? Для этого используется следующая ступень услуги RaaS: блок «восстановление окружения». Здесь мы имеем дело с восстановлением физических серверов, виртуальных машин и операционных систем. Эта достаточно критичная зона, которая представляет собой гибридное ИТ-окружение. Предположим, что вы, как и большинство других компаний, используете мультиплатформенные, гибридные среды и различные архитектуры и вам необходимо уметь восстанавливать все это.

Большинство RaaS-провайдеров если когда-то и сталкивались с восстановлением, чаще всего ограничиваются виртуальными системами. И если вы, имея физические системы, поддерживающие критически важные процессы, полагаетесь на такого поставщика, ваша проблема, скорее всего, не будет решена. Нужный вам провайдер должен уметь решать задачи, возникшие в вашей гибридной инфраструктуре.

А теперь предположим, что вы или провайдер может защитить, восстановить данные и инфраструктуру. Будет ли это восстановление достаточным и полным? Еще нет, вам потребуется рассмотреть следующую ступень услуги — блок «управление восстановлением». Здесь мы имеем дело с несколькими пунктами:

  • Многоуровневые приложения. Такие показатели, как время восстановления (RTO) и допустимая точка восстановления (RPO), могут быть далеко не одинаковыми для различных приложений. В зависимости от критичности для бизнеса определяется план восстановления, ведь некоторые приложения могут требовать близкого к нулю показателя RTO, иначе говоря, быть недоступны очень короткий промежуток времени. Другие же, наоборот, могут быть некритичными и недоступность их около четырех часов не приведет к нежелательным последствиям. Для некритичных приложений может быть достаточным выполнение стандартного бэкапа, что снизит общие затраты. Тогда как для критически важных приложений одним из лучших методов может стать стандартная репликация снэпшотов.
  • Управление изменениями. Сложные ИТ-окружения за год своего существования могут претерпевать от тысячи и более изменений: начиная от обновления операционных систем, патчей, добавления новых машин, удаления уже существующих, установки новых приложений и многого другого. Наличие хорошо отработанного плана восстановления — обязательная составляющая. Он должен содержать информацию о любых изменениях в инфраструктуре. Если же у вас недостаточно ресурсов для управления этими изменениями, делегируйте задачу RaaS-провайдеру.
  • Тестирование восстановления. В суете повседневной ИТ-жизни тестирование восстановления зачастую уходит на второй план. Однако регулярно проводимое, детализированное тестирование является важной и значимой составляющей в вопросах восстановления. SaaS, IaaS-провайдеры, к примеру, работая совместно с клиентом, могут планировать и выполнять эффективное тестирование без нарушения рабочего процесса, что позволяет должным образом оценить результаты и при необходимости устранить обнаруженные неполадки.
  • Восстановление бизнеса. Простои и инциденты, значимые или нет, могут оказывать влияние на ИТ-персонал, препятствуя возможности частичного или порой полного восстановления. Надежный RaaS-провайдер зачастую выступает в разрыв с этой проблемой, беря на себя полную ответственность по восстановлению бизнеса.

Если вы используете сервис RaaS, помните: поставщик обязан охватить ключевые блоки этой услуги — защиту данных, восстановление окружения и управление восстановлением. Изучите, насколько RaaS-провайдер выполняет все эти требования, ведь от них зависит, насколько в действительности восстанавливаемый ваш бизнес.

*Статья подготовлена по материалам Forbes.

Поделиться в социальных сетях