Аэропорт Пулково: опыт использования облака IaaS для реализации международного проекта и организации резервной площадки

Аэропорт Пулково: опыт использования облака IaaS для реализации международного проекта и организации резервной площадки

Сегодня любой крупный мегаполис трудно представить без аэропорта, который, выступая настоящей воздушной гаванью, перевозит миллионы пассажиров в год. Такие объекты оборудованы по последнему слову техники, где ИТ-технологии, в том числе облачные, играют особенно важную роль. В этой статье на примере аэропорта Пулково мы расскажем, как облачный сервис в модели IaaS помогает справляться с задачами высокой значимости.

ИТ-дирекция аэропорта Пулково

ИТ-дирекция аэропорта Пулково

Как известно, с весны 2010 года компания «Воздушные Ворота Северной Столицы» взяла на себя ответственность по управлению аэропортом Пулково, реализуя первый в авиационной отрасли России проект на основе государственно-частного партнерства без привлечения бюджетных средств. Помимо задач по строительству нового терминала, реконструкции и модернизации зданий, на плечи компании легли вопросы управления операционной деятельностью, включая освоение и внедрение новых технологий. Поскольку авиационная отрасль является высокотехнологичной, здесь применяются самые современные решения. Это подталкивает ИТ-дирекцию Пулково к стремительному развитию инфраструктуры, помогает идти в ногу со временем, постоянно совершенствуясь, отслеживая тенденции и внедряя что-то новое.

Обращая внимание на структурную организацию Пулково, нетрудно заметить, что здесь используются технологии, представляющие конгломерат современных решений. При этом каждое подразделение сформировано для выполнения определенных задач. Взять, например, оператора связи: деятельность этой компании заточена строго под операторские функции. Аналогичное распределение обязанностей происходит и в любой другой отрасли аэропорта, где отдельные функции выполняет как штатный персонал, так и субподрядные организации.

Аэропорт Пулково

Помимо озвученного, ИТ-дирекция Пулково отвечает за выполнение и таких неспецифичных для ИТ задач, как поддержка парковочного комплекса, досмотровой техники, охрана периметра, контроль работоспособности решений для обеспечения транспортной безопасности и т. д. Поэтому в дирекции идет четкая градация и разделение по отделам, где каждый занимается своим делом.

Анализируя задачи, которые только на первый взгляд кажутся похожими, приходим к выводу: жизнь аэропорта связана не только со стандартной поддержкой офисов, но и зависит от правильной организации операционных процессов. На практике эти задачи существенно отличаются хотя бы потому, что офис работает по 8-часовой схеме, а операционная деятельность организуется круглосуточно.

Облако IaaS как альтернатива построению собственного ЦОД

Облако IaaS как альтернатива построению собственного ЦОД

Аэропорт Пулково представляет собой структуру, которая с точки зрения ИТ в Северной столице вряд ли сравнится с какой-либо другой компанией. Аэропорт ставит высокую планку и поддерживает в рабочем состоянии огромное количество глобальных систем и сервисов, от которых напрямую зависят авиакомпании, пассажиры и деятельность объекта в целом.

Александр Костин«Говоря про облачные технологии, первым и главным отмечу тот факт, что содержать и строить собственные ЦОДы – накладное мероприятие. Несмотря на то что Пулково располагает тремя дата-центрами, мы учитываем специфику аэропорта и уделяем отдельное внимание таким аспектам, как время реакции на сбои и контроль за процессами.

Размещая основные сервисы и инфраструктуру на собственной площадке, мы ставим для себя определенные приоритеты. И, безусловно, учитывая возможные риски в виде угроз совершения актов незаконного вмешательства в работу или обесточивания аэропорта, как это было в Москве, несмотря на присущие гарантии в виде 300% резервирования по питанию, все же задумываемся о применении облачных решений. Используя облака, аэропорт получает возможность резервирования имеющейся информации и сокращения капитальных затрат. Последнее обуславливается тем, что при покупке железа, средний срок жизни которого составляет 3–5 лет, наблюдаются значительные расходы. В противовес такому подходу облачные технологии показывают неплохие результаты в плане минимизации капитальных вложений».

Александр Костин,
руководитель отдела экспертов дирекции ИТ
ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»

Поскольку аэропорт Пулково постоянно развивается и совершенствуется, обкатывает новые сервисы для авиакомпаний, пассажиров и внутренних подразделений, облачные технологии как нельзя лучше подходят для создания тестовых сред.

Участие Пулково в международном проекте: как IaaS-облако «ИТ-ГРАД» связало Россию, Германию и Грецию

Ярким примером использования облачных технологий стал международный проект, в котором аэропорт Пулково принимал активное участие. Дело в том, что немецкая группа Fraport AG – крупный международный профильный инвестор в инфраструктуру и услуги аэропортов, специализирующийся на управлении такого рода объектами по всему миру, приобрел 14 аэропортов в Греции, где возникла необходимость в подготовке и внедрении абсолютно новой инфраструктуры.

Участие Пулково в международном проекте: как IaaS-облако «ИТ-ГРАД» связало Россию, Германию и Грецию

С этой задачей отлично справилось облако. Поскольку в рамках проекта рассматривалась полная передача аэропортов в новую организацию и новый офис, все процессы аэропортов, включая инфраструктуру, требовали особого подхода. При совместном участии в проекте аэропорт Северной столицы экстраполировал собственное серверное ядро инфраструктуры в облако «ИТ-ГРАД». После чего специалисты провели тестирование и организовали канал до Греции через Германию. По завершении обкатки и тестирования инфраструктуры сервисы, посредством связки между облачными площадками в Германии и Греции, были предоставлены греческой стороне.

«Облачный подход, объединивший три удаленные локации, позволил нам не везти железо и создавать собственную серверную или лететь до пункта назначения с собственными дисками. С помощью современных технологий удалось решить задачу в короткие сроки. Сервис, зародившийся в Санкт-Петербурге, разместился и прошел тестирование в облачной среде «ИТ-ГРАД», после чего был перенесен на облачную площадку в Афинах».

Александр Костин,
руководитель отдела экспертов дирекции ИТ
ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»

Как выбирали провайдера услуг

Как выбирали провайдера услуг

Когда «Воздушные Ворота Северной Столицы» задумались об облачном сервисе, а это было три года назад, схема оплаты только за использованные ресурсы оказалась наиболее привлекательной. Такой формат подходил под требования компании, и на момент выбора «ИТ-ГРАД» оказался единственным поставщиком в Санкт-Петербурге, предлагающим подобного рода услуги. Рассматривая также возможность размещения на площадке в Москве, все же приняли решение работать с провайдером, находящимся в одном городе с заказчиком.

Александр Костин«Примечательным оказалось то, что облако «ИТ-ГРАД» физически размещалось в другом конце Санкт-Петербурга, что нам очень импонировало. Такой подход обеспечивает как физическую, так и энергонезависимость вкупе с предоставляемым сервисом, который четко попадает под наши задачи. Кроме того, аэропорт Пулково активно применял технологию виртуализации на базе VMware, следовательно, мы искали компанию, которая использовала аналогичный продукт. Выбрав «ИТ-ГРАД», мы с легкостью «подружили» собственные площадки с облачной инфраструктурой провайдера».

Александр Костин,
руководитель отдела экспертов дирекции ИТ
ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»

Облако как резервная площадка для критичных сервисов

Облако как резервная площадка для критичных сервисов

Как отмечалось ранее, в аэропорту присутствует четкая градация и разделение по сервисам, включая офисную и операционную часть. Но поскольку операционная деятельность наиболее критичная, именно с нее началась эксплуатация и тестирование облачных технологий. Сегодня облачная площадка «ИТ-ГРАД», являющаяся частью гибридного облака, построенного с использованием Cloud Connector, используется как резервная, где проходит тестирование критичных операционных сервисов. Так, в 2016 году совместно с коллегами из «ИТ-ГРАД» было проведено тестирование решений в условиях имитации их выхода из строя. В таком сценарии сервисы, прекратившие функционирование на локальной площадке, оперативно запускались с резервного сайта в облаке. В этот момент сотрудники ИТ-департамента оценивали временные интервалы, действия операционных подразделений и реакцию на происходящие инциденты. Таким образом, запущенные в облаке решения около суток работали на базе инфраструктуры «ИТ-ГРАД».

# Система Flight Information Display System

Система Flight Information Display System

Примером решения, работающего из облака «ИТ-ГРАД», выступает система визуального информирования пассажиров Flight Information Display System (FIDS), которая отвечает за вывод информации из суточного плана полетов о вылетах, прилетах, стойках регистрации, выходах на посадку и другое. Иными словами, сервис позволяет оперативно доносить необходимые предполетные данные. Такое косвенное «общение» с пассажиром является проверенным способом, обеспечивающим следование пассажиропотока к месту назначения оптимальным способом.

Один из вариант реализации FIDS

Один из вариант реализации FIDS

# Система управления операционной деятельностью аэропорта AODB

Система управления операционной деятельностью аэропорта AODBТакже из облака «ИТ-ГРАД» работала утилита Airport Operational Database (AODB), являющаяся информационным ядром любого аэропорта. Решение представляет собой базу данных, куда сохраняется технологическая информация и зафиксированные операции, происходящие в аэропорту. AODB обеспечивает основную операционную деятельность – прием и отправку воздушных судов.

Кроме того, система используется для хранения и управления основными данными и операциями аэропорта (планирование и управление расписанием, диспетчеризация взлетов/посадок, управление обслуживанием на перроне), а также позволяет управлять прибытиями и отправлениями в реальном времени, загрузкой перрона и движением воздушных судов, устанавливать статусы рейсов и отсылать стандартные сообщения IATA. Актуальное расписание выгружается в подсистемы FIDS, DCS и на сайт аэропорта.

«Понятно, что аэропорт взаимодействует с авиакомпаниями и госкорпорацией по организации воздушного движения. Соответственно, эта операционная база данных является сердцем в работе критичных для аэропорта систем. Когда мы переехали в облако «ИТ-ГРАД», наши коллеги из управления воздушным движением и авиакомпании обращались к сервисам, расположенным в облаке. Но мы на этом не останавливаемся: на весну 2017 года запланировано похожее тестирование, которое будет затрагивать в том числе и офисные системы. Планируется полное отключение сервисов, тренировка персонала, выполнение замеров по времени с целью определения, как быстро и насколько удачно мы можем переключаться на работу в облаке».

Александр Костин,
руководитель отдела экспертов дирекции ИТ
ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»

Подводя итоги

Отдавая предпочтение облачным технологиям в модели IaaS, аэропорт Пулково сегодня решает важные задачи, от которых напрямую зависят вопросы управления основными данными и операциями. Это лишний раз подтверждает, что облако играет важную роль и активно используется в реализации проектов для объектов стратегического назначения.

* Источник материала Компьютерра