IaaS для крупнейшей сети магазинов спортивного питания и аксессуаров: опыт FitnessBar.ru

История - fitnessbar_v3

Облачные системы находят применение в самых разных сферах, и сегодня мы хотим рассказать об опыте использования облака «ИТ-ГРАД» крупнейшим ретейлером спортивного питания – компанией FitnessBar.ru. Нам удалось пообщаться с техническим специалистом компании, Антоном Шушуновым, который рассказал об особенностях печати из облака и силе убеждения счетов на оборудование.

ЗОЖ, или Рождение идеи

ЗОЖ, или Рождение идеи

В последние годы широкую популярность приобрела идея здорового образа жизни. Активно растет посещаемость фитнес-центров, спортивных секций. Основатель компании, Дмитрий Лукашевич, уже в далеком 2008 году увидел перспективы этого направления и решил поддержать спортсменов эксклюзивными поставками спортивного питания. Вот так просто и практически буднично зародилась крупнейшая в России сеть по продаже спортивного питания и аксессуаров – FitnessBar.ru.

Изначально компания существовала в популярном формате интернет-магазина с одним складом на шоссе Революции. Но с ростом бизнеса возникла идея запуска розничной сети. Безусловно, путь развития компании с одним офисом до крупной сети магазинов интересен сам по себе, но мы взглянем на ситуацию с технической точки зрения.

Как вы уже наверняка догадались, FitnessBar.ru – активный пользователь нашего облака IaaS. Об этом и хочется рассказать подробнее, тем более что нам удалось пообщаться с главным техническим специалистом компании – Антоном Шушуновым. Несмотря на высокую загрузку в связи с запуском новых розничных магазинов, Антон согласился рассказать о проекте и своем облачном опыте.

Зачем розничной сети облако

Компания изначально формировалась как интернет-магазин, но востребованность спортпита быстро подтолкнула владельцев к развитию проекта и построению сети магазинов. Для одного офиса и склада использовалась довольно традиционная информационная система на базе Windows со всеми привычными российскому бизнесу инструментами вроде 1С. Такой бэк-энд умещался в небольшом серверном помещении с собственным оборудованием. Однако появление новых розничных точек несколько усложнило задачу, так как требовалось предоставить совместный доступ к единой базе 1С «Управление торговлей» как для офисных, так и для удаленных подразделений компании.

Традиционно наиболее простым и в какой-то степени изящным способом решения задачи является использование терминального сервера. Пользователи из разных мест подключаются к общему терминальному серверу, у которого уже есть прямой доступ к базам. Эту же схему было решено использовать в FitnessBar.ru, ведь обычно простое и получается лучшим. Но не обошлось без палок в колесах.

Дело в том, что имеющееся оборудование физически не могло вытянуть возросшую нагрузку по числу пользователей и сохранить при этом адекватное время отклика. Перед Антоном встал выбор:

  • Закупить новое оборудование и ПО и выполнить перенос старой системы. Таким образом, существующая схема просто получала больше мощности.
  • Попробовать арендовать оборудование и перенести инфраструктуру уже туда. Схема выглядела довольно заманчиво и не в последнюю очередь из-за растущей популярности коммерческих ЦОД и облаков.

Если вы когда-либо занимались формированием и защитой ИТ-бюджета, то наверняка знаете, как непросто объяснить бизнесу необходимость единовременной траты огромных средств на непонятные железки. Как известно, компания скорее выберет отсрочку платежа или, что еще лучше, его разбиение на этапы. Это хорошо как для бухгалтерии и финансистов, так и для настроения руководителя. Добавьте в качестве довода отсутствие необходимости тратить еще большую сумму через три года (типичный срок морального устаревания ИТ-системы) – и вы получите практически идеальную «рассрочку».

Не буду утомлять читателя расчетами, тем более что ничего нового мы не откроем. Если вам интересна методика расчета совокупной стоимости владения и ROI по проекту внедрения информационной системы, рекомендую для начала нашу книгу IaaS для бизнеса по кирпичикам.

Как заметит внимательный читатель, изначально речь не шла об аренде именно облачной инфраструктуры, ведь вполне можно заказать виртуальный хостинг или пару железных серверов у какого-нибудь коммерческого ЦОД. Вариант вполне рабочий, за исключением одного нюанса: такую схему тяжелее масштабировать, и от вас потребуют платы за все арендованные серверы, вне зависимости от текущей нагрузки. Но если компания только запускает свою сеть магазинов, то прогнозировать нагрузку непросто, да и не всегда в этом есть смысл.

В случае с облачной системой вопрос масштабирования вообще не стоит – просто на портале добавляете конкретному серверу больше процессоров и памяти. Если же обнаружите избыток, то достаточно выполнить обратную процедуру, что пропорционально уменьшит ежемесячный счет. Кроме того, тенденция использования облачных вычислений неспроста завоевала такую популярность в последнее время – так почему бы не попробовать?

Похожая задача? Предлагаем обсудить!

Решено – пробуем облако

Решено – пробуем облако

Миграция в новую среду произошла сразу и полностью, так как облачное окружение уже было предварительно настроено специалистами «ИТ-ГРАД». Антону необходимо было только «заточить» инфраструктуру под требования компании. Далее подготовленные в RemoteApp инсталляторы MSI были распространены по рабочим станциям за пару минут и без остановки рабочего процесса. Финальный штрих сделали вечером одного из дней – БД была заархивирована и переброшена на облачный сервер.

В первое время эксплуатации возникали ожидаемые мелкие технические вопросы, но в целом все прошло довольно буднично. Сложность подкинула только служба терминалов в связке с подсистемой печати: при работе через терминальную сессию с Easy Print этикетки со штрих-кодом получались нечитаемые. Дальнейший разбор полетов показал, что Easy Print при печати выполняет сжатие растровой картинки. При этом на выходе получалось изображение более низкого качества, и сканер штрих-кода не мог корректно его считать. Остальные принтеры работали штатно, с учетом того что их проприетарные драйверы были заранее инсталлированы.

Для лучшего понимания вопроса следует чуть глубже заглянуть в техническую реализацию. Компания использует в качестве программной платформы Windows Server 2008R2 + 1C + SQL. Слой виртуализации обеспечивался VMware vCloud в облаке «ИТ-ГРАД». В качестве терминальных служб решено было использовать встроенную в Windows функцию RemoteApp, которая позволяет сделать терминал максимально прозрачным для пользователя. Фактически после подключения к терминальной сессии сотрудник видит привычное окно 1С безо всяких лишних рабочих столов и незнакомых иконок, что для не особо подготовленного пользователя в самый раз. Заодно вероятность «нажать не туда» стремится к нулю.

Спустя несколько месяцев развития бизнеса встала задача реализации единой почтовой инфраструктуры. В качестве которой компания выбрала Alt-N MDaemon Messaging Server. Запуск MDaemon потребовал решения некоторых дополнительных задач специалистами «ИТ-ГРАД», вроде неправильных записей в глобальных DNS для работы почты.

Через некоторое время и в связи со стабильным ростом бизнеса файловый вариант БД 1С уже не справлялся с нагрузками, и было принято решение о переходе на SQL-версию базы. Изначально использовалась связка MS Windows Server + MS SQL, но впоследствии решили мигрировать на Debian GNU/Linux + PostgreSQL. Такая система была менее требовательна к ресурсам, что позволило добавлять новых пользователей с минимальными последствиями для производительности (фактически Антону довольно долго не приходилось даже наращивать мощность SQL-сервера).

Сложности, с которыми пришлось столкнуться

Сложности, с которыми пришлось столкнуться

RemoteApp использует все ту же службу удаленных рабочих столов Windows, так что бэк-энд для администратора не сильно отличается от традиционного терминала. Однако специфика работы предполагала активную печать из 1С на принтер пользователя (например, штрих-коды и ценники). Казалось бы, вопрос пустяковый, ведь RemoteApp позволяет подключить к терминальной сессии удаленный принтер. Обычно связка работает вполне прилично, за исключением некоторых специфических случаев.

Опустим описание особенностей терминальной печати – о них можно почитать, например, здесь. Скажу лишь, что Антону пришлось отказаться от использования привычного TS Easy Print и установить проприетарные драйверы для каждой модели принтера. Далее дела пошли легче – групповыми политиками пользователям были перенастроены удаленные подключения и печать снова стала работать как прежде.

Вторым важным компонентом работы удаленного подразделения была электронная почта. Почтовые клиенты были просто настроены на работу по IMAP с сервером Alt-N MDaemon Messaging Server. Спросите, почему не Exchange? Из соображений простоты и разумной достаточности. Как известно, MS Exchange кроме почты делает еще много всего, а также предъявляет повышенные требования к оборудованию и инфраструктуре. Если компании нужна только надежная доставка почты, то нет никакой необходимости ставить именно решение Microsoft.

И как оно, в облаке?

Со слов Антона, ставка на облачные системы полностью себя оправдала. Разве что стоимость аренды периодически вызывает у руководства вопросы «так, может, нам проще свое железо купить и не платить провайдеру?». Но все вопросы снимает предоставление сметы на закупку необходимого оборудования и ПО для работы в том же ритме, но на своих мощностях. Излишне говорить, что итоговая сумма в смете получается весьма внушительная.

«Общие впечатления от работы с облаками положительные. Распределение ресурсов довольно прозрачное, а производительности нам достаточно. Есть определенные планы по переносу в облако новых сервисов, но пока это только планы, и их реализация зависит от вектора развития бизнеса»

Антон Шушунов, системный администратор FitnessBar

Одно время компания задумывалась о надежности своей информационной системы и ее доступности «в случае чего». Но даже без жестких требований SLA (коих нет в силу специфики работы) облачная инфраструктура «ИТ-ГРАД» строится на надежных решениях VMware и по умолчанию предполагает уровень доступности сервисов 99,9 %.

Выход из строя оборудования наших заказчиков также не затрагивает, поскольку последствия быстро устраняются средствами vSphere High Availability. Кроме того, облако «ИТ-ГРАД» распределено по нескольким дата-центрам России и стран ближнего зарубежья, так что при необходимости миграция в другое местоположение тоже возможна. Но задача организации Disaster Recovery площадки значится в дальнейших планах компании FitnessBar.ru.

Пожелаем компании успехов в это непростое для России время, и поблагодарим Антона за помощь в подготовке материала.

Опубликовано 16.11.2015 10:18:48 автором V.Sinitskiy в разделе Кейсы

/* */

Посетите наш сайт!

IaaS облако IT-GRAD

Подпишитесь на блог!

IaaS для бизнеса по кирпичикам